- УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
УКРАИ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература украинского народа; развивается на украинском языке. Начало У. л. относится к IXXII вв., к эпохе Киевской Руси; ее первоисточник и общий (для русских, украинцев и белорусов) корень древнерусская литература. В дописьменный период у древнерусских народностей бытовали разнообразные формы фольклора (песни, сказки, былины и др.). Принятие христианства (988) обусловило развитие церковно-славянской письменности: переводы христианской (книги Библии, патристика, апокрифы) и светской (повести, сказания) литератур, а затем и создание оригинальной литературы (летописи, проповеднические, агиографические и другие произведения). Яркое свидетельство высоких достижений древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», памятник, созданный в конце XII в. и равно принадлежащий русскому, украинскому и белорусскому народам. Нашествие татаро-монголов (XIII в.), экспансия Литвы и Польши (XIV в.), постоянные турецкие и татарские набеги (XVXVII вв.) задержали развитие литературы. Однако и в это время продолжаются традиции письменности Киевской Руси, создаются общие для украинской, русской и белорусской культур памятники («Слово о погибели русской земли» и др.); в начале XVI в. в устном народном творчестве возникают эпико-лирические думы и исторические песни.
Освободительная война под руководством Богдана Хмельницкого и последовавшее за ней воссоединение Украины с Россией (1654) открыли новую страницу в истории У. л. и украинской культуры. В процессе расширения и укрепления культурных и литературных связей со славянским и западноевропейским Возрождением, в борьбе с католическо-иезуитской экспансией в литературе этого периода наряду с традиционными ораторско-проповедническими, житийными, историческо-мемуарными произведениями возникают новые литературные виды и жанры: богословская полемическая проза (Иван Вишенский и др.), отличающаяся резко выраженным социальным характером, направленная против феодально-крепостнических порядков, в защиту простого человека и православной веры; силлабическая поэзия морально-дидактической направленности (Г. Д. Смотрицкий, Андрей Рымша), интермедии, диалоги (Памва Берында).
В дальнейшем (2-я половина XVII 1-я половина XVIII вв.) У. л. обогащается новыми идейно-тематическими и жанрово-стилистическими произведениями, авторы которых (Феофан Прокопович и др.) в богословско-морализаторской форме ставили важнейшие общественные вопросы времени. Широкое распространение получили казацкие летописи-мемуары, прославлявшие освободительную войну украинского народа 1648 1654, стихи на исторические темы и светская лирика, школьная драматургия, а также народная драма и «нищенские вирши», все более вбиравшие в себя социально-бытовые и сатирические элементы. Высокого уровня достигла поэтика, теория жанров. В XVIII в. укрепляются украинско-русские литературные связи, отмирают старые церковно-богословские схоластические традиции, подготовляется идейно-эстетическая почва для появления новой У. л., предвозвестником которой явился выдающийся философ-просветитель и писатель Г. С. Сковорода, автор лирических и сатирических стихов и басен в прозе.
В. Л. Микитась.
На рубеже XVIIIXIX вв., когда завершился процесс формирования украинской нации, рождается новая литература, отразившая сложный процесс синтеза и противоборства различных общественно-политических и художественных тенденций. Ее первый выдающийся представитель И. П. Котляревский, поэт и драматург, создатель бурлескной поэмы «Энеида», запечатлевшей новую этническую общность украинский народ с его своеобразным национальным характером и историческим прошлым, а также пьес, од, лирических стихов-песен; он закрепил народные основы литературного языка и в значительной мере способствовал приобщению новой У. л. к общероссийскому литературному процессу.
Включение Украины в политическую и экономическую жизнь России, участие ее деятелей в культурной жизни большого государства создали благоприятные возможности для развития в У. л. прогрессивных тенденций. Начинают выходить литературные периодические издания на русском языке на Украине и первые сборники украинских песен в Петербурге, Москве и других городах; утверждается украинская тематика в творчестве некоторых русских писателей.
В русле общероссийского ускоренного литературного развития У. л. 1-й половины XIX в. являла собой сложную картину смешения различных стилевых направлений с преобладанием нарождающихся и крепнущих реалистических тенденций. Наиболее крупные писатели этого времени: П. П. Гулак-Артемовский, Е. П. Гребёнка, Л. И. Боровиковский, много сделавшие для утверждения в У. л. жанра басни; Г. Ф. Квитка-Основьяненко родоначальник новой украинской прозы, один из первых создателей простонародной повести, продолжавшей традиции украинского бурлеска и несущей черты просветительского реализма, автор сатирических комедий. Романтическое направление в У. л. в 1820 1840-х гг. представляли А. Л. Метлинский, Боровиковский, Н. И. Костомаров и др., в творчестве которых противоречиво соединялись прогрессивные и консервативные тенденции; украинские романтики отражали стремление личности к свободе, усиленно развивали художественно-выразительные средства поэзии, осваивали поэтику народной песни, баллады. Подлинным представителем революционного романтизма в У. л. явился Т. Г. Шевченко.
С творчеством, Шевченко связан новый этап развития украинской литературы и украинского языка. Выдающийся поэт, революционный демократ, основоположник критического реализма в У. л., он поднял кардинальные вопросы современной ему общественной жизни, сделал литературу орудием воспитания классового самосознания народа, утвердил новые литературные жанры и принес У. л. мировое признание. Гневным протестом против крепостнической действительности, поэтизацией освободительной борьбы народных масс проникнуты его сборник лирики «Кобзарь», поэма «Гайдамаки» и другие произведения. Творчество писателя, развиваясь под влиянием освободительного движения в России, прежде всего идей декабристов и революционных демократов, оказало огромное влияние на все последующее развитие У. л.
К середине XIX в. четко определились два основных направления в У. л. и литературно-эстетической мысли: революционно-демократическое и либерально-буржуазное. Последнее, представленное главным образом писателем и теоретиком П. А. Кулишом, требовало от литературы религиозно-дидактической тенденциозности в духе украинского буржуазного национализма. Антикрепостнические, революционно-демократические тенденции нашли выражение в творчестве Марко Вовчок («Народные рассказы», т. 12, 1857 1862), утвердившей в украинской прозе критический реализм, А. П. Свидницкого (роман «Люборацкие»), отчасти в «малой прозе» писателей, печатавшихся в начале 60-х гг. в журнале «Основа».
В 7080-х гг. выдвигается группа видных писателей-реалистов: И. С. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, И. Карпенко-Карый, писатель и общественный деятель И. Я. Франко. В Галиции, куда перемещается издание произведений украинских писателей, при непосредственном участии Франко создается ряд периодических изданий демократического и революционно-демократического направления: «Друг» (1874 1877), «Народ» (1890 1895) и др. В Женеве в конце70-х гг. выпускаются бесцензурные общественно-политические сборники под редакцией М. П. Драгоманова. Опираясь на теоретическое наследие В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, украинские революционные демократы, прежде всего Франко, отстояли революционные традиции Шевченко и разработали систему принципов материалистической эстетики. В 6090-х гг. расширяется идейно-тематический диапазон украинской прозы, в литературу входят новые герои пореформенные крестьяне, рабочие, капиталисты, люди социального «дна». Наряду с рассказом, повестью, исторической драмой, бытовой комедией, документальным очерком получает распространение монументальная проза социально-бытовой и социально-психологический романы Нечуя-Левицкого («Микола Джеря»), Мирного («Гулящая»), изображающие пролетаризацию и стихийный протест ограбленной капиталистами деревни, а также новая социально-сатирическая драматургия: пьесы М. Л. Кропивницкого и Карпенко-Карого, отразившие обострение классовых противоречий внутри украинского общества. На новую ступень поднимается украинская поэзия в творчестве Франко, художника социально-исторического мышления, создавшего новаторскую политическую и философскую лирику. Писатель, изучавший произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, прозревал историческую роль пролетариата (роман «Борислав смеется»), видел историческую ограниченность критического реализма, в ряде произведений стремился изображать жизнь в ее революционном развитии.
Благотворное влияние марксизма испытала на себе и плеяда выдающихся писателей-реалистов Леся Украинка, М. М. Коцюбинский, П. А. Грабовский, В. С. Стефаник, с чьим именем связан расцвет украинской новеллы, зарождение элементов социалистического реализма. Поэзия Леси Украинки, ее драматургия отмечены философской глубиной, гражданской страстностью. Эти писатели противостояли декадентской аполитичности, пессимизму, буржуазно-националистическому индивидуализму и презрению к массам (например, в творчестве В. К. Винниченко). В развитии социально-психологической новеллы, повести и романа велика роль Коцюбинского, отразившего сложную общественно-политическую и нравственную атмосферу Революции 1905 1907 и создавшего образ нового героя-революционера, а также О. Ю. Кобылянской, Марке Черемшины, С. В. Васильченко и др.
Дореволюционная У. л., достигшая высокого уровня в развитии реализма и народности, создавшая художественные ценности непреходящего значения, явилась важным фактором расцвета У. л. в советскую эпоху.
М. Т. Яценко.
Советская У. л. явление качественно новое, в котором воплотились революционно-демократические традиции классической литературы и идейно-художественное новаторство искусства социалистического реализма. В тесном взаимодействии с братскими литературами Советского Союза, прежде всего с русской советской литературой, она прошла большой путь становления и развития. Активное участие в революционной борьбе предопределило характер творчества многих украинских советских писателей. Часть украинских писателей, не принявших социалистическую революцию, оказалась в лагере националистической эмиграции.
Первые значительные явления советской У. л. поэтические сборники П. Г. Тычины, В. Н. Сосюры, прозаические произведения А. В. Головко, М. Ирчана, П. Панча и др. В 20-х гг. в литературу приходят поэты Микола Бажан, П. М. Усенко, прозаики Ю. И. Яновский, Ю. К. Смолич, Иван Ле, Остап Вишня, драматурги Н. Г. Кулиш, И. К. Микитенко и др.
Для молодой советской У. л. было характерно обилие литературных группировок и объединений. К активному участию в социалистическом строительстве стремились писатели, сплотившиеся в литературные объединения «Плуг» (1922 1932), «Гарт» (1923 1925), «Всеукраинский союз пролетарских писателей» (1926 1932), «Молодняк» (1926 1932), «Захидна Украина» (1925 1933). Различные идейно-творческие позиции занимали «Аспанфут» («Ассоциация панфутуристов», 1922), «Новая генерация» (1927 1931), организация украинских конструктивистов «Авангард» (1926 1929) и находившаяся под влиянием национал-уклониста М. Хвылевого «Ваплите» («Вольная академия пролетарской литературы», 1925 1928), а также близкие к ней «внегрупповой» альманах «Лiтературний ярмарок» (1928 1929) и организация «Пролитфронт» (1930 1931).
Свое первое десятилетие советская У. л. отметила такими крупными произведениями, как роман Головко «Бурьян», посвященный становлению нового человека украинского села, поэтический сборник Тычины «Ветер с Украины», проникнутый пафосом социалистического строительства, поэма Сосюры «Ответ», разоблачающая украинский буржуазный национализм, комедия Я. А. Мамонтова «Республика на колесах», главный герой которой народ, борющийся за свое освобождение. Увидели свет поэтические произведения М. Ф. Рыльского, Бажана, В. А. Мысика, Усенко, Л. С. Первомайского, романы и повести Панча, А. И. Копыленко, Микитенко, Яновского, Ле, Смолича и др.; рядом новых произведений обогатилась украинская драматургия, где главенствующее место заняла психологическая драма, а основными темами стали восстановление народного хозяйства, международное революционное движение: драмы Ирчана, Кулиша, Микитенко и др.
После постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» советская У. л. развивалась по пути углубления народности, партийности, социалистического реализма. Особых успехов в это время достигла драматургия; пьесы Корнейчука («Гибель эскадры», «Платон Кречет»), И. А. Кочерги. Успехи и трудности социалистического строительства нашли отражение в произведениях Ю. Ю. Шовкопляса, И. У. Кириленко, Ле, Копыленко, К. А. Гордиенко и др. Появились произведения Яновского, Головко, Панча на историко-революционную тему; историко-биографические повести А. Е. Ильченко, Н. С. Рыбака. С большой силой зазвучала поэзия советского патриотизма и дружбы народов: стихи Тычины, Рыльского, поэма Бажана о С. М. Кирове «Бессмертие», цикл стихов Сосюры о В. И. Ленине и пр. Плодотворно трудились в эти годы детские писатели (Н. Л. Забила, А. В. Донченко), а также русские писатели, живущие на Украине (Н. Н. Ушаков, П. Г. Беспощадный, Л. Н. Вышеславский). В конце 30-х гг. в литературную семью советской Украины влились западноукраинские писатели: С. Тудор, А. А. Гаврилюк, Я. А. Галан, П. С. Козланюк, И. Вильде и др.
К защите социалистического отечества, к борьбе с немецко-фашистскими оккупантами звали народ украинские писатели в годы Великой Отечественной войны 1941 1945: стихи Рыльского, Тычины, Бажана, Сосюры, Первомайского, А. С. Малышко, романы и повести В. Л. Василевской, Смолича, публицистика А. П. Довженко, пьесы Корнейчука («Фронт» и др.), Кочерги. Одно из главных мест в литературе заняли жанры лирико-публицистической поэзии, короткого рассказа, очерка.
В первые мирные годы появились новые произведения, разрабатывающие военную тематику: в поэзии стихи Бажана, Малышко, Первомайского, П. Н. Воронько и др.; в прозе трилогия «Знаменосцы» О. Гончара об освободительной миссии Советской Армии, повести Ю. О. Збанацкого, В. Н. Собко, В. П. Козаченко; в драматургии пьесы Галана, Л. Д. Дмитерко, Я. В. Баша и др.
Заметное место в советской У. л. последующих лет заняли произведения, отразившие героический труд советского народа, его борьбу за мир, духовный рост советского человека: романы М. А. Стельмаха, Г. М. Тютюнника «Водоворот», Яновского «Мир». Историко-революционным и историческим темам посвящены эпические полотна Головко, Козланюка, Панча, Гончара, Рыбака, А. Ф. Хижняка, Ильченко. Появляются новые пьесы Корнейчука, сатирическая комедия В. П. Минко «Не называя фамилий»; выходят сборники сатиры и юмора Остапа Вишни, С. И. Олейника и др.
На современном этапе развития советской У. л. на первый план выдвигается проблема формирования личности человека в условиях социалистической действительности труженика, интернационалиста, вопросы нравственного воспитания. В значительной мере тональность современной украинской прозы и драматургии (в т. ч. и кинодраматургии) определили произведения Довженко «Поэма о море» и «Зачарованная Десна». Как и прежде, большой интерес украинские писатели проявляют к социальным и духовным преобразованиям в деревне: романы и повести Стельмаха, Н. Я. Зарудного, В. Г. Дрозда, Е. Ф. Гуцало. Жизнь рабочего класса и интеллигенции в центре внимания Шовкопляса (трилогия «Человек живет дважды»), И. Е. Сенченко, П. А. Загребельного («Разгон»), Ю. М. Мушкетика («Позиция»). В новых социально-философских, морально-этических ракурсах раскрывается бессмертный подвиг советского народа в минувшей войне: книги Гончара, Первомайского, Дмитерко, Козаченко, Збанацкого и др. К историческому прошлому обращаются С. Д. Скляренко (романы «Святослав» и «Владимир»), Ле (трилогия «Хмельницкий»), Загребельный (романы «Первомост», «Роксолана»), Р. И. Иванычук. Ленинская тема успешно развивается в творчестве В. В. Канивца.
Для советской украинской прозы показательно переплетение в одном произведении различных временных планов повествования: романы «Тронка», «Циклон» Гончара; трилогия «Хлеб и соль», «Кровь людская не водица» и «Большая родня» Стельмаха; роман Вильде «Сестры Ричинские»; «Лебединая стая» В. С. Земляка. Ведущим жанром современной У. л. является роман. Вместе с тем в творчестве ряда прозаиков Гуцало, Дрозда, Р. Н. Федорива, Иванычука и др. успешно развивается жанр лирического рассказа и короткой повести.
Признание читателей получила поэзия И. Л. Муратова, Р. А. Братуня, Воронько, Д. В. Павлычко, Б. И. Олейника, И. Ф. Драча, В. А. Коротича, Н. С. Винграновского и других украинских поэтов, отмеченная в лучших своих образцах большими социально-философскими раздумьями о настоящем и прошлом, о преемственности поколений, связи времен, высоким художественным мастерством. Из драматургических произведений наиболее значительны пьесы А. С. Левады, А. Ф. Коломийца, Зарудного.
В облике героя современной У. л. зримо проступают черты человека, живущего помыслами всего советского народа, решающего важные нравственно-этические проблемы.
Литературная периодика: журналы «Вiтчизна», «Жовтень», «Днiпро», «Радуга», «Прапор», «Всесвiт», «Донбасс», «Киев» (с 1983), газета «Лiтературна Украïна».
С. А. Крыжановский.
Литература:
Петров Н. И., Очерки истории украинской литературы XIX в., К., 1884;
его же, Очерки из истории украинской литературы XVII и XVIII вв., К., 1911;
Новиченко Л. М., Поэзия и революция, М., 1957;
Шамота Н. З., Художник и народ, М., 1960;
История украинской советской литературы, К., 1965;
История украинской литературы, т. 18, К., 1967 1971 (на укр. яз.);
Барабаш Ю. Я., О народности, М., 1970;
Пархоменко М. Н., Обновление традиций. (Традиции и новаторство социалистического реализма в украинской прозе), 2 изд., М., 1975;
Шевченкiвський словник, т. 12, К., 1976 1977;
Крыжановский С., Художественные открытия и литературный процесс. К., 1979 (на укр. яз.);
Украинская советская литература, К., 1980 (на укр. яз.);
Писатели Советской Украины. Биобиблиографический справочник, К., 1981 (на укр. яз.).
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.